Печать

3-4 декабря 2019 г.

О мероприятии

В рамках Конференции пройдут мероприятия, включая пленарное заседание, экспертно-профессиональную и практикоориентированную сессии.

Целевая аудитория всероссийской конференции

  • представители Министерства Просвещения РФ, представители РОСОБНАДЗОРА РФ
  • специалисты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования
  • руководители и педагогические работники ДОО
  • специалисты ДПО
  • эксперты
  • экспериментальные площадки ФИРО РАНХиГС

Актуальная проблематика:

  • Оценка качества дошкольного образования – миф или реальность? Практические работники считают, что это миф о достижениях, который отвлекает их от работы с детьми для получения реальных успехов.
  • От кого зависит качество дошкольного образования? От государства, которое должно в него «вкладываться» и от заведующих, методистов, специалистов, воспитателей и родителей, которые должны его достигать в работе с детьми.
  • В судьи кто? Ими могут быть очень многие, если им это позволить.
  • Вынужденные «жертвы» и «палачи» оценки качества дошкольного образования - это проверяемые и проверяющие.
  • Почему для объективной оценки качества дошкольного образования необходимо внести дополнения в содержание ФГОС ДО? Потому, что для оценки качества необходимы целевые показатели, информирующие воспитателей и родителей о том, что же в результате происходит с ребенком, как и куда он продвигается в своем развитии, как идет его подготовка к школе.
  • Почему оценка качества дошкольного образования должна быть объективной? От того, какое содержание вкладывается в понятие качественного дошкольного образования, зависят целевые ориентации системы образования, расстановка приоритетов и основы финансирования.
  • Инструментарий для оценки качества дошкольного образования – роскошь для чиновников или необходимость для практики? В инструментарии – обоюдно заинтересованы обе стороны.
  • А что будет, если общество и государство узнает правду о качестве дошкольного образования? Общество будет гордиться достижениями дошкольного образования, а государство - будет оказывать содействие в финансировании предметной развивающей среды.
  • Родители в роли наблюдателей или созидателей качества дошкольного образования? Родители должны быть зоркими и внимательными наблюдателями и активными созидателями качества дошкольного образования.

Итоги проведения

У педагогов появился инструмент для воспитания инициативных малышей

Всероссийская научно-практическая конференция «Оценка качества дошкольного образования: стратегия и инструментарий» прошла 3 – 4 декабря 2019 года в Федеральном институте развития образования Президентской академии. 

                    Готовых решений нет даже в министерстве    

Задача по выстраиванию системы управления достижениями открытых результатов дошкольного образования (ДО) по-прежнему сохраняется, отметил заместитель директора Департамента оценки качества общего образования Минпросвещения России Дмитрий Метёлкин.

У ведомства нет готовых универсальных решений для использования их образовательной организацией в целях оценки всех аспектов качества ДО. «Мы только подходим к определению тех методов, методик и документов, которые прошли апробацию и хорошо зарекомендовали себя в плане оценки не только условий реализации образовательных программ, но и тех личностных новообразований, которые формируются у ребят в дошкольном возрасте», – сказал чиновник.

Отметив большой интерес, который вызвала конференция и ресурс firo-nir.ru, созданный благодаря реализации проекта «Инструментарий оценки качества дошкольного образования», он подчеркнул, что министерство рассматривает предлагаемый подход в качестве «одного из возможных профессионально выстроенных инструментариев», который «позволит сделать шаг вперед в части выстраивания системы оценки качества дошкольного образования».

                     Компетентность педагогов под вопросом      

В ходе анализа данных из открытых источников в более 80 субъектов федерации показал, что понятийный аппарат, необходимый с точки зрения оценки качества образования в целом, и дошкольного образования, в частности, представлен ключевыми понятиями,  определенными ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» или сформулированными научным педагогическим сообществом. Вместе с тем, было выявлено, что несмотря на наличие в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  определения понятия «качество образования»,  в педагогической теории и практике  до сих пор нет единых подходов к пониманию того, что же означает «высокое  качество образования», сообщила директор центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС Наталья Тарасова.

«Нам важно было предложить практикам такой инструментарий, который бы позволял педагогу увидеть изменения в развитии ребенка в процессе освоения им образовательной программы», – сказала она.

В условиях, когда единого подхода по отношению к диагностике качества ДО еще нет, ученые выясняли, как эту модель выстраивают в регионах. «Мы видели разное... Видели жесткое рейтингование, видели цифры мониторингов, которые проводятся с федерального и дополняются региональным уровнем», – поделилась спикер.   

По мере обработки свыше 85 тыс анонимных анкетных опросов исследователи столкнулись с диссонансом. С одной стороны, нет недостатка в семинарах, практикумах, мастер-классах, и, как итог, 54% педагогов уверены в достаточности своих знаний в вопросах оценки качества ДО. В то же время их руководители (62%) и специалисты дополнительного профессионального образования (58%) считают, что уровень компетенций педагогов и самих руководителей в этой области ниже необходимого. 

Педагогам предложили оценить по пятибалльной шкале эффективность курсов повышения квалификации (КПК) и методических семинаров, которые проводятся в детском саду. Большинство аттестовали КПК на «5» (48%) и «4» (12%). Однако 40% не удовлетворены полученными знаниями.

Противоречие того же рода отмечено и при исследовании «технической» вооруженности наставников. Методики представлены, образовательные программы выстроены, но что в них увидели специалисты?

«Внесенное в стандарт (ФГОС ДО Ред.) «развивающее оценивание качества» и существующие примерные программы авторы программ на местах восприняли по-разному, и смыслы тоже получились разные», – резюмировала Тарасова, предположив, что «без учебных фильмов, методического сопровождения, «Атласа материалов и оборудования предметно-пространственной среды», без включенности родителей через разработанные материалы в общее тонкое поле сотрудничества достигать успеха будет очень тяжело».

О работе с интерактивной унифицированной «Картой развития» рассказала заместитель директора Центра информационной политики и маркетинга образовательных проектов ФИРО РАНХиГС Светлана Пестрикова. Ресурс разработан для того, чтобы максимальное количество людей могло им воспользоваться. Это открытый проект, где материалы представлены для скачивания, изучения и разбора онлайн. «Преимущества «Карты развития» в том, что она обсуждаемая и коллективная», – подчеркнула она.   

Учитывающая 5 ключевых инициатив, отражающих развитие ребенка, карта позволяет педагогу оперативно фиксировать, интерпретировать и использовать результаты наблюдений при проектировании образовательного процесса. При этом не требуется организовывать специальные ситуации наблюдения. Заполняется карта 3 раза в год – во второй половине  сентября, в январе и в конце года-мае, когда виден итоговый результат продвижения группы и каждого ребенка.

        Новый инструментарий как повод и предмет для диалога  

Основной путь решения проблем состоит в их открытом взрослом обсуждении за столом переговоров, отметили участники конференции. Другое дело, что большинство воспитателей, по мнению доцента кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) Светланы Езоповой, к такому диалогу не готовы. Тренировка этого умения должна стать отдельным направлением повышения квалификации, считает эксперт.

В большинстве стран мира, за исключением Австралии, Тайваня и Кении, специалисты скрупулезно изучают образы отношений между родителями и педагогами: как они складываются? Занимаются включением семей в образовательную программу, сопоставляют их ожидания и выводы «на выпуске».   

В нашей стране, как показывают данные пятилетнего совместного исследования, предпринятого кафедрой дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена и 19-м детским садом северной столицы, этой теме не уделяется достаточно внимания, что отражается на достижениях детей.  

 Чем ниже качество образовательной деятельности, тем более закрыт педагог по формуле: «Спасибо, не надо», «Пусть они не приходят», «Мы вывешиваем рисунки – они видят», «Ребенок расскажет», «У нас есть праздник, этого достаточно». А все потому, что родитель — это еще один взрослый человек с определенной позицией. «Большинство педагогов не готовы к таким взрослым разговорам, они отчасти боятся родителей», – предупреждает эксперт.

С точки зрения заведующей кафедрой дошкольной педагогики и психологии Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) Ирины Бурлаковой, разработчики инструментария доверяют педагогу (в отличие от внешнего аудитора), потому что он работает с детьми. «Педагог отвечает за детей и нельзя эту ответственность у него отнимать», – напомнила она, добавив, что детская инициатива это «ключевая характеристика, по которой именно педагог может увидеть все целостное пространство дошкольного образования».

Фотогалерея

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видео

Программа

Скачать Программу в формате pdf...

ПРОГРАММА (проект)

Всероссийской научно-практической конференции

«Оценка качества дошкольного образования: стратегия и инструментарий»

3 – 4 ДЕКАБРЯ 2019 г.

Место проведения: г. Москва, ул. Черняховского, д. 9, стр. 1, 4 этаж, ауд. 405

Контакты организаторов Всероссийской научно-практической конференции «Оценка качества дошкольного образования: стратегия и инструментарий» (далее – Конференция): электронная почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., телефон: +7 495 956 94 45

Цель: обсуждение вопросов оценки качества дошкольного образования с учетом требований ФГОС дошкольного образования.

 

3 ДЕКАБРЯ 2019 г.

 

10.00 - 11.00

Регистрация участников

11.00 - 11.05

Открытие конференции

Дулинов Максим Викторович, директор ФИРО РАНХиГС

11.05 - 11.15

Приветственное слово

Тутова Лариса Николаевна, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы Федерального Собрания

Российской Федерации, куратор Экспертного совета по дошкольному образованию

11.15 - 11.30

Метелкин Дмитрий Александрович, заместитель директора Департамента оценки качества общего образования Министерства просвещения Российской Федерации

11.30 - 11.55

Инструментарий оценки качества дошкольного образования: подходы и решения

Тарасова Наталья Владимировна, директор научно-исследовательский центр  социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС

11.55 - 12.15

Характеристики специализированного раздела FIRO-NIR.RU. Работа с интерактивной унифицированной «Картой развития»

Пестрикова Светлана Михайловна, заместитель директора центра

информационной политики и маркетинга образовательных проектов

ФИРО РАНХиГС

12.15 - 12.35

Типичные проблемы и риски работы с «Картой развития»

Глушкова Галина Владимировна,

старший воспитатель ГБОУ города Москвы «Школа № 1598», к.п.н.

12.35 - 13-00

 

 

 

13.00 - 13.20

Памятка для родителей

Позднякова Антонина Сергеевна, редактор веб-ресурсов ФИРО РАНХиГС

 

Механизмы использования инструментария оценки качества дошкольного образования

Доронова Татьяна Николаевна, ведущий научный сотрудник, научно-исследовательский центр социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС

13.20 - 13-30

Открытый микрофон

13.30 - 14.30

ПЕРЕРЫВ

14.30 - 17.00

ЭКСПЕРТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СЕССИЯ

14.30 - 14.50

Инструментарий как воплощение основных целей оценки качества дошкольного образования

 

Бурлакова Ирина Анатольевна, заведующая кафедрой «Дошкольная педагогика и психология» федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет»

14.50 - 15.10

Оценка качества дошкольного образования детей с ОВЗ: состояние, проблемы, решения

 

Ремезова Лариса Асхатовна, доцент кафедры логопедии, специальной педагогики и специальной психологии факультета психологии и специального образования Самарского государственного социально-педагогического университета

15.10 - 15.30

Комплексный подход к оценке качества дошкольного образования: объект, субъект, направления оценки, ее критерии и показатели

 

Скоролупова Оксана Алексеевна, Вице-президент по дошкольному образованию Института мобильных образовательных систем (ИМОС), заместитель генерального директора по развитию издательства «Скрипторий 2003», г. Москва

15.30 - 15.45

Качество дошкольного образования: достижения, проблемы (из опыта работы Волгоградской области по организации мониторинга качества дошкольного образования)

 

Землянская Ульяна Алексеевна, старший консультант отдела общего образования Комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области

Юдина Ирина Геннадьевна, начальник отдела методического сопровождения общего образования КГУ «Центр развития и сопровождения образования Волгоградской области»;

 

15.45 - 16.00

Включение родительской общественности в оценивание качества дошкольного образования

Езопова Светлана Александровна, доцент кафедры дошкольной педагогики» института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, руководитель магистерской программы «Психолого-педагогическая экспертиза качества дошкольного образования

 16.00 - 16.15

Инновационная  модель оценки качества образования на уровне дошкольной образовательной организации

 

Фомина Надежда Борисовна, доцент кафедры педагогических технологий института непрерывного образования ГБОУ ВО Московский городской педагогический университет

 16.15 - 16.30

Использование результатов оценки качества дошкольного образования региона в различных формах дополнительного профессионального образования

 

Коркина Олеся Сергеевна, руководитель отдела дошкольного образования Бюджетного учреждения Орловской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования», г. Орел

16.30 - 16.45

Повышение качества образования внутри сетевого сообщества

Конюхова Марина Васильевна, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №63 «Лучик», городской округ Щёлково, Московская область

16.45 - 17.00

Открытый микрофон. Подведение итогов экспертно-профессиональной сессии

 

4 ДЕКАБРЯ 2019 г.

 

10.00 – 11.00

Регистрация участников

11.00 - 17.00

ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННАЯ СЕССИЯ

11.00 - 11.15

Установочная сессия. Введение в проблему.  Оценка качества дошкольного образования: роскошь для чиновников или необходимость для практики?  

11.15 - 11.40

Особенности использования инструментария при оценке инициативы как целеполагания и волевого усилия, коммуникативной инициативы. Практикум.

Доронова Татьяна Николаевна, ведущий научный сотрудник, научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС

11.40 - 12.00

Ответы на вопросы

12.00 - 12.25

Особенности использования инструментария при оценке двигательной инициативы. Практикум.

Глушкова Галина Владимировна, старший воспитатель государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы «Школа № 1598»;

Кириллова Зинаида Федоровна, методист государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы «Школа № 1598»

12.25 - 12.40

Ответы на вопросы

12.40 - 13.05

Особенности использования инструментария при оценке творческой и познавательная инициативы. Практикум.

Доронов Сергей Геннадиевич, старший научный сотрудник, научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС

13.05 - 13.30

Рефлексия. Подведение итогов практикориентированной сессии

 

 

13.30 - 14.30      ПЕРЕРЫВ

14.30 - 14.55

Из опыта использования наблюдений за развитием детей 3-7 лет в дошкольных группах муниципального дошкольного образовательного учреждения «Росинка»

Евстратова Евгения Алексеевна, директор муниципального дошкольного образовательного учреждения «Росинка», г. Новоуральск, Свердловская область

14.55 - 15.10

Территория детства – территория успеха

Ерешкина Лариса Владимировна, заведующий муниципальным автономным  дошкольным  образовательным  учреждением «Центр развития ребенка - детский сад № 215 «Капельки солнца», г. Саратов

15.10 - 15.20

Эффективное дошкольное образование

Мацак Анастасия Александровна, заведующий муниципальным бюджетным  дошкольным образовательным  учреждением, «Северо-Енисейский детский сад-ясли № 8 «Иволга» имени Гайнутдиновой Валентины Брониславовны», городской поселок Северо-Енисейский, Красноярский край

15.20 - 15.30

Система оценки качества дошкольного образования в ДОО в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Крутова Ирина Викторовна, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения, детский сад №2 «Карамелька», городской округ Щёлково, Московская область

15.30 - 15.45

Комплексная оценка качества профессиональной деятельности педагогических работников дошкольного учреждения

Медведникова Людмила Фадеевна, заведующий муниципальным дошкольным образовательным учреждением № 90 «Золотой ключик»,
г. Вологда

15.45 - 16.00

Диагностический инструментарий оценки профессиональной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации как элемент внутренней системы оценки качества образования

Нархова Елена Васильевна, старший воспитатель, муниципального дошкольного образовательного учреждения, детский сад комбинированного вида № 44 «Малыш», городской округ Подольск, Московская область

16.00 - 16.40

Становление внутренней системы оценки качества образования в дошкольной образовательной организации

Захарова Светлана Борисовна, старший воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Гармония», г. Нижний Тагил, Свердловская область

 

Внутренняя система оценки качества образования в дошкольной образовательной организации

Постовалова Светлана Анатольевна, старший воспитатель, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №137» города Магнитогорска, Челябинская область

 

Внутренняя оценка качества дошкольного образования, как способ развития деятельности дошкольного образовательного учреждения

Пупышева Галина Ивановна, заведующий муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением «Центр развития ребенка – детский сад д. Кисловка» Томского района, Томская область;

Иглакова Валентина Юрьевна, старший воспитатель Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад д. Кисловка» Томского района, Томская область

16.40 - 17.00

 Подведение итогов конференции

Анонс Минпросвещения России

 

Источник...

 

Презентации

Презентации конференции

3 декабря

Бурлакова И.А. Инструментарий как воплощение основных целей оценки качества дошкольного образования

Фомина Н.Б. Инновационная модель оценки качества образования на уровне дошкольной образовательной организации

Глушкова Г.В. Типичные проблемы и риски работы с "Картой развития"

Конюхова М.В. Повышение качества образования посредством сетевого сообщества

Коркина О.С. Использование результатов оценки качества дошкольного образования региона в различных формах дополнительного профессионального образования

Пестрикова С.М. Характеристики спецраздела firo-nir.ru

Тарасова Н.В., Доронова Т.Н. Вариативные модели управления

Позднякова А.С. Памятка для родителей

Скоролупова О.А. Комплексный подход к оценке качества дошкольного образования

Тарасова Н.В. Инструментарий оценки качества дошкольного образования: подходы и решения

Землянская У.А., Юдина И.Г. Качество дошкольного образования: достижения, проблемы (из опыта работы Волгоградской области по организации мониторинга качества дошкольного образования)

4 декабря

Ерешкина Л.В. Эффективное дошкольное образование

Иглакова В.Ю., Пупышева Г.И. Внутренняя оценка качества дошкольного образования, как способ развития деятельности ДОУ

Крутова И.В. Система оценки качества ДОУ с учетом ФГОС ДО

Мацак А.А. Эффективное дошкольное образование

Медведева Н.Ю. Оценка качества дошкольного образования в профессиональном опыте

Медведникова Л.Ф. Комплексаня оценка качества профессиональной деятельности педагогических работников дошкольного учреждения

Нархова Е.В. Диагностический инструментарий оценки деятельности педагогов дошкольной образовательной организации как элемент внутренней системы оценки качества образования

Постовалова С.А., Карпова Е.Г. Внутренняя система оценки качества образования МДОУ !ЦРР - д/с №137" г. Магнитогорска

Захарова С.Б. Становление внутренней системы оценки качества образования ДОО

 

Карточка мероприятия:

Дата начала мероприятия: 03 декабря 2019 года
Дата окончания мероприятия: 04 декабря 2019 года

Место проведения: г. Москва, улица Черняховского дом 9 стр.1 ауд. 405

Стоимость участия: БЕСПЛАТНО

Количество мест ОГРАНИЧЕНО