Печать

Аналитическая справка

Общая часть:

В рамках разработки инструментария оценки качества дошкольного образования ФИРО РАНХиГС совместно с Минпросвещения России был проведен опрос специалистов дошкольного образования с целью выявления существующих подходов и методов, используемых при оценке качества дошкольного образования по выделенным параметрам; определения соответствия используемых подходов, технологий, учебно-методического инструментария оценки качества ОО ДО требованиям ФГОС; а также выявления проблем, возникающих в ходе использования инструментария оценки качества дошкольного образования.

В опросе участвовали:

Общее количество респондентов составило - 85 587 (Из них: руководители ДОО – 15115 чел. (17,7%), педагогические работники ДОО – 69978 чел. (81,7%), специалисты ОУО и специалисты ДПО – 493 чел. (0,6%) из 81 региона Российской Федерации, что показывает высокий интерес к данной теме.

Количественный анализ результатов анкетирования по субъектам РФ представлен в Рисунке 1 - Количество участников опроса по субъектам РФ

 

Результат анкетирования показал, что подавляющее число респондентов имеют опыт работы в сфере дошкольного образования более 10 лет. У педагогических работников этот показатель составляет- 56%; у руководителей ДОО - 72%; у специалистов ОУО и ДПО - 71 %. Количество участников, имеющих опыт работы менее одного года, составляет– 3,5%.

Общая картина по опыту работы участников опроса представлена в Рисунке 2 - Опыт работы участников опроса.

Типы населенных пунктов, в которых работают специалисты дошкольного образования, участвующих в опросе, в процентном соотношении распределились равномерно. Исключением явилась категория руководителей ДОО из населенных пунктов с населением менее 2000 чел., которая составила на 30% больше, чем педагогические работники и специалисты ОУО и ДПО. Это говорит о высокой активности руководителей ДОО из малых населенных пунктов.

Рисунок 3 - Тип населенного пункта.

Анализ уровня образования респондентов показал, что 65% имеют высшее образование, причем педагогические работники 59%, руководители ДОО - 91% и специалисты ОУО и ДПО 92%. Большая часть руководителей ДОО (69,6%) и специалистов ОУО и ДПО (71%) имеют высшее образование (специалитет).

Уровень образования педагогических работников составил в равной степени 40% - ВО (специалитет), 41, 2% - СПО.

Из числа респондентов имеют ученую степень кандидата и доктора наук 4,5 %, из них более 90% приходится на специалистов ОУО и ДПО.

Анализ отражен в Рисунке 4 - Уровень образования респондентов.

Результаты анкетирования в части возрастной группы воспитанников, с которыми работают педагогические работники ДОО, показали, что 50% респондентов заняты в старшей группе (5-6 лет) и подготовительной группе (6-7 лет). Данные анкеты распределились следующим образом:  

Рисунок 5 - Возрастная группа воспитанников

Таким образом, в анкетировании приняли участие педагогические работники ДОО, руководители ДОО, специалисты ОУО и ДПО практически из всех субъектов Российской Федерации, респонденты имеют разный опыт работы (от 0 до 20 лет и более), доля участников анкетирования с высшим образованием превалирует в общем показателе.

Большое число участников опроса позволяет сказать, что тема «Оценка качества дошкольного образования» вызывает глубокий профессиональный интерес у педагогического сообщества и сделать вывод, что данная тематика является социально значимой.

Анализ опроса специалистов дошкольного образования в рамках разработки инструментария оценки качества дошкольного образования ФИРО РАНХиГС совместно с Министерством Просвещения Российской Федерации проводился по следующим направлениям: 

  1. Существующие методы и подходы, используемые при оценке качества дошкольного образования.
  2. Соответствие используемых подходов, технологий, учебно-методического инструментария оценки качества ОО ДО, требованиям ФГОС.
  3. Выделение прогрессивных практик использования эффективного инструментария по оценке качества дошкольного образования.
  4. Проблемы, возникающие в ходе использования инструментария оценки качества дошкольного образования.

 

I. Существующие методы и подходы, используемые при оценке качества дошкольного образования

Вопросы, предложенные по данному направлению участникам анкетирования, были разделены на несколько блоков:

  1. Главное в инструментарии.
  2. Уровень компетенций педработников и специалистов.
  3. Потребность в дополнительных методических и практических материалах.
  4. Кто влияет на выбор подходов и методов, используемых при оценке качества дошкольного образования?

Блок 1. «Главное в инструментарии»

Респондентам был предложен вопрос «Что по Вашему мнению является главным в инструментарии по оценке качества дошкольного образования?».

Результат ответов на заданный вопрос показал, что 54% всех респондентов выделяют главным в инструментарии – выявление и коррекцию особенностей развития ребенка; 20% считает, что инструментарий должен быть прежде всего прост в применении (рисунок 6).

Рисунок 6 – Главное в инструментарии

 

Данные в разрезе по категориям (рисунок 7) распределились равномерно , за исключением процентного соотношения выбравших в качестве главного критерия, которому должен соответствовать инструментарий, простоту применения инструментария. Среди специалистов ОУО и ДПО 30% указали на этот вариант ответа на вопрос, в то время как руководители ДОО и педагогические работники – 23% и 19%. Соответственно, меньший процент специалистов ОУО и ДПО (44%) показали среди респондентов, выбравших главным в инструментарии выявление и коррекцию особенностей развития ребенка. Наблюдается разница в подходах к инструментарию между специалистами ОУО, ДПО, которые выполняют функции контроля, и непосредственно участниками педагогического процесса в ДОО. Тем не менее, подавляющее большинство опрошенных выделяют приоритетным направлением в инструментарии выявление и коррекцию особенностей развития ребенка.

Рисунок 7 – Главное в инструментарии по категориям респондентов

 

 Блок 2.  «Уровень компетенций»

Качество педагогических кадров – всегда был и остается самым важным компонентом образовательной системы. В рамках разработки инструментария оценки качества дошкольного образования одним из основных вопросом является – насколько специалисты дошкольного образования владеют методами, подходами, используемыми при оценке качества дошкольного образования, какие проблемы и потребности существуют в этой области их деятельности, что нужно для развития и повышения их профессиональных компетенций.

С этой целью респондентам был предложен блок вопросов для каждой категории в отдельности.

На вопрос «Требуется ли Вам повышение квалификации по вопросам оценки качества дошкольного образования?» ответы среди педагогических работников распределились следующим образом (рисунок 8):

Рисунок 8 – Распределение ответов на вопрос: «Требуется ли Вам повышение квалификации по вопросам оценки качества дошкольного образования?»
(педагогические работники)

Большинство педагогических работников (54%) не нуждаются, на их взгляд, в повышении квалификации по вопросам оценки качества дошкольного образования, поскольку регулярно их проходят. Однако почти у половины педагогов (46%) есть потребность в повышении своей профессиональной компетенции в данном вопросе.

Обратим внимание на эти 46%. По типу населенного пункта, в которых работают педработники, ответы распределились в одинаковых числовых категориях, что говорит о необходимости в равной степени повышения квалификации респондентов в разных типах населенного пункта (рисунок 9).

Рисунок 9 – Распределение ответов на вопрос: «Требуется ли Вам повышение квалификации по вопросам оценки качества дошкольного образования?» (педагогические работники) по типу населенного пункта

 

По уровню образования наблюдается иная картина (рисунок 10): процент педагогических работников с уровнем образования ВО (специалитет), которым необходимо повышение квалификации, составил – 39%, СПО – 42% что в значительной степени превышает число воспитателей с уровнем образования магистратуры и бакалавриата. 

Рисунок 10 – Распределение ответов на вопрос: «Требуется ли Вам повышение квалификации по вопросам оценки качества дошкольного образования?» (педагогические работники) по уровню образования

 

Наименьшее количество респондентов, нуждающихся в обучении, это педагоги с опытом работы менее 10 лет (рисунок 11). То есть по анализу опроса, более уверенно себя чувствуют в вопросе оценки качества ДОО педагогические работники с опытом работы до 10 лет и уровнем образования ВО (бакалавриат, магистратура).

 

Рисунок 11 – Распределение ответов на вопрос: «Требуется ли Вам повышение квалификации по вопросам оценки качества дошкольного образования?» (педагогические работники) по опыту работы

 

Среди педагогических работников, работающих в старшей и подготовительной группах, существует бо́льшая потребность в ПК, чем у их коллег, работающих с воспитанниками в младших и средней группах, что подтверждают данные диаграммы на рисунке 12.

 

Рисунок 12 – Распределение ответов на вопрос: «Требуется ли Вам повышение квалификации по вопросам оценки качества дошкольного образования?» (педагогические работники) по возрасту воспитанников в группе

 

Мнения руководителей ДОО при ответе на вопрос «Требуется ли Вам повышение квалификации по вопросам оценки качества дошкольного образования?» разделились следующим образом (рисунок 13):

Рисунок 13 – Распределение ответов на вопрос: «Требуется ли Вам повышение квалификации по вопросам оценки качества дошкольного образования?»
(руководители ДОО)

37 % считают, что повышение квалификации по вопросам оценки качества ДОО требуется и руководителю, и педагогическому коллективу; 21% полагают, что повышение квалификации необходим только педагогическому коллективу; 29% руководителей ДОО уверены, что в этом нет необходимости в настоящее время, так как квалификация в этом вопросе уже достаточно повышена как у руководителей, так и у педагогического коллектива.

Таким образом, из результатов анкет видно, что по мнению 38% руководителей их коллективы владеют методами и подходами, используемыми при оценке качества дошкольного образования, а 62% респондентов из категории руководителей считают необходимым дополнительно повысить квалификацию свою и своих педагогических коллективов.

Анализ ответов специалистов ОУО и ДПО показывает, что 44% считают необходимым повышение квалификации директоров ДОО и педагогов ДОО; 24% уверены, что повышение квалификации не требуется ни одной категории респондентов в настоящее время.  8% специалистов ОУО и 7% специалистов ОО ДПО нуждаются в обучении (рисунок 14).

 

Рисунок 14 – Распределение ответов на вопрос: «Требуется ли Вам повышение квалификации по вопросам оценки качества дошкольного образования?»
(специалисты ОУО и ДПО)

 

После обобщения полученных результатов анкетирования по вопросу о повышения уровня компетенций, в части оценки качества дошкольного образования наблюдается существенный диссонанс в видении проблемы необходимости обучения категорий директоров и педработников, что показывает диаграмма на рисунке 15.

 

Рисунок 15 – Потребность в повышении квалификации

 

Таким образом, 54% педагогов уверены в достаточности своих знаний в вопросах оценки качества ДО, что может являться как показателем эффективной работы системы повышения квалификации, так и показателем того, что система повышения квалификации не позволяет педагогическим работникам системно и комплексно оценивать процесс оценки качества образования и воспитания детей в ДОО. В то время как их руководители (62%) и специалисты ОУО и ДПО (58%) считают, что необходимый уровень компетенций педагогов и самих руководителей не достаточен.

Респондентам, педработникам ДОО, было предложено оценить по пятибалльной системе эффективность курсов повышения квалификации и полезность методических семинаров, которые проводятся в детском саду.

Большинство педагогов оценили эффективность КПК на «5» (48%) и «4» (12%). Однако 40% не удовлетворены полученными знаниями в оценке качества ДОО (рисунок 16).

 

Рисунок 16 – Оценка респондентами эффективности пройденных курсов повышения квалификации (ответы педагогов)

 

С целью повышения качества в детских садах регулярно проводятся семинары, на которых педагогические работники делятся знаниями и опытом, это подтверждается полученными данными на рисунке 17.

 

Рисунок 17 – Информация о проведении мероприятий в ДОО (ответы педагогов)

 

 

Оценка полезности подобных семинаров, по мнению педагогов, составляет в процентном соотношении «5» - 80% и «4» - 18%. Рисунок 18.

 

Рисунок 18 – Оценка респондентами полезности проведенных в ДОО мероприятий (ответы педагогов)

 

Значительная часть руководителей ДОО считают, что региональная система повышения квалификации для педагогических работников по вопросам функционирования и развития эффективна. Большое внимание уделяется проведению в детских садах методических семинаров, мастер-классов (97%). Однако, 47% директоров полагают, что КПК частично удовлетворяют потребности в повышении уровня компетенции педработников в оценке качества ДО. Следовательно, информация, полученная педагогическими работниками на КПК, не в достаточной степени эффективна в работе. Картину можно проследить в диаграммах, приведенных на рисунке 19.

 

Рисунок 19 – Оценка курсов повышения квалификации и проводимых мероприятий руководителями ДОО

 

Проанализировав ответы специалистов ОУО и ДПО на вопросы, касающиеся повышения квалификации работников ДОО по вопросам оценки качества получены следующие данные: 55% респонденты этой категории опрошенных считают, что КПК, проводимые в регионах, субъектах, позволяют повысить эффективность работы в ДОО, 34% ответили, что только частично, 10% дали отрицательный ответ, указав причину нехватки обучающих программ по наиболее востребованным темам, в том числе по существующим методам и подходам используемых при оценке качества ДО (рисунок 20).

 

Рисунок 20 – Ответы специалистов ОУО и ДПО на вопросы, касающиеся повышения квалификации работников ДОО

 

Специалисты ОУО и ДПО отметили достаточный ресурс (рисунок 21) региона в закрытии потребности в ПК работников ДОО (78%).

 

Рисунок 21 – Оценка специалистами ОУО и ДПО ресурса региона в закрытии потребности в ПК работников ДОО

 

 

Частота проводимых в регионах методических семинаров, форумов, круглых столов отражены в диаграмме на рисунке 22 и являются, по мнению большинства, также достаточной.

 

Рисунок 22 – Частота проводимых в регионах методических семинаров, форумов, круглых столов для обмена опытом

 

 

Обобщая данные опроса, можно констатировать, что курсовая подготовка в части оценки качества дошкольного образования недостаточно эффективна, так как не удовлетворяет потребностям половины всех категорий респондентов. Кроме того, создалась ситуация, когда большинство педагогических работников считают достаточными свои знания в области методов и подходов, используемых при оценке качества дошкольного образования, и не нуждаются в обучении. Возникает вопрос: в достаточной ли степени эта категория педработников владеет профессиональными компетенциями в области оценки качества, смотрят ли они на этот процесс как на комплексную систему, или они уверены в том, что достаточно иногда, время от времени, проводить  наблюдение и фиксировать результат и т.д.? 

В то же время, большинство респондентов из категории руководителей и специалистов ОУО и ДПО наоборот считают, что профессиональные компетенции в оценке качества дошкольного образования педагогических работников недостаточны и требуют дальнейшего их развития.

Значительная часть респондентов совпадают во мнении, что проводимые в ДОО методические мероприятия проводятся регулярно.

 

Блок 3. «Потребность в дополнительных методических и практических материалах»

Для повышения качества педагогического процесса необходим постоянный поиск новых, более результативных методов воспитания и обучения. При этом методической деятельности отводиться главная роль в создании и внедрении в практику наиболее эффективных методов воспитания и обучения детей. В связи с этим для респондентов был подготовлен ряд вопросов с целью определения потребности в дополнительных методических и практических материалах при оценке качества дошкольного образования.

Согласно проведенному опросу 29% педагогических работников активно используют открытые источники информации в первую очередь для самообразования; 44% - для разработки методического материала по оценке качества образования и воспитания детей; 25% - для  изучения опыта других педагогов. Лишь 2% респондентов на вопрос об использовании открытых источников и с какой целью, дали отрицательный ответ (рисунок 23).

 

Рисунок 23 – Использование открытых источников информации педагогическими работниками ДОО

 

 

Руководители ДОО (92%) подтвердили, что нормативно-правовую документацию, регулирующую деятельность ДОО, получают из открытых источников и лишь 8% получают - от руководства (рисунок 24).

 

Рисунок 24 – Использование открытых источников информации руководителями ДОО

 

 

Открытые источники информации руководители ДОО, прежде всего, используют для изучения опыта других ДОО, для усовершенствования работы  своей ДОО (48%); для разработки внутренних локальных актов (36%) и с целью самообразования – 16% (рисунок 25).

 

Рисунок 25 – Цели использования открытых источников информации руководителями ДОО

 

 

Таким образом подавляющее большинство опрошенных получают информацию из открытых источников с целью повышения профессионализма и эффективности работы. Большинство респондентов подтверждает необходимость в дополнительных методических и практических материалах  по методам, подходам, технологиям, учебно-методическому инструментарию оценки качества ДО.

Блок 4. «Кто влияет на выбор подходов и методов, используемых при оценке качества дошкольного образования»

Для получения объективной информации об использовании работниками ДОО подходов и методов, используемых ими при оценке качества ДО, необходимо было выяснить от кого зависит выбор методов, подходов, используемых при оценке качества дошкольного образования.

При анализе опроса работников ДОО выявилось, что применяемые в ДОО подходы и методы по оценке качества дошкольного образования в значительной степени определяются администрацией ДОО, педагогами и родителями совместно - на это указали 58% участников анкетирования в категории «педагогические работники» и 69% директоров ДОО. 32% педагогов ответили, что решение по данному вопросу принимается администрацией и педагогами, как и в ответе 25% руководителей. В 9% случаях решение принимается администрацией. Таким образом, администрация, педагогические работники и родители едины во мнении, что эффективность работы по оценке качества дошкольного образования достигаются только коллегиально (рисунок 26). Диаграмма.

 

Рисунок 26 – Определение применяемых в ДОО подходов и методов по оценке качества дошкольного образования (ответы педагогов)

 

 

Анализ данных, касающихся использования перечня материалов и оборудования, в большей степени подтвердил, что педагоги (75%) и руководители (65%) опираются на перечни, представленные в авторских образовательных программах. Но есть образовательные организации, где педагоги (9%) и руководители (18%) составили перечень материалов и оборудования для реализации ООП ДО самостоятельно (рисунок 27).

 

Рисунок 27 – Использование перечня материалов и оборудования (ответы педагогов и руководителей ДОО)

 

 

Результат ответа на вопрос, касающегося разработки, коррекции ООП ДО за последние 5 лет, показал, что преобладающее большинство участников анкетирования (педагогов, руководителей) разрабатывало ООП ДО на основе одной авторской программы (рисунок 28).

 

Рисунок 28 – Разработка, коррекция ООП ДО за последние 5 лет (ответы педагогов и руководителей ДОО)

 

 

Опрос специалистов ОУО и ДПО подтверждает, что подходы, инструменты оценки качества дошкольного образования должны быть единые для всех ДОО региона (59%). Более того, 53% респондентов считают, что должна быть единая модель управления процессами организации и проведения оценки качества дошкольного образования в субъекте, 37% рассматривает этот вопрос на уровне Российской Федерации (рисунок 29).

 

Рисунок 29 – Распределение ответов на вопрос «Как Вы считаете, должна ли быть единая модель управления процессами организации и проведения оценки качества дошкольного образования» (специалисты ОУО и ДПО)

 

II. Соответствие используемых подходов, технологий, учебно-методического инструментария оценки качества ОО ДО требованиям ФГОС.

Основная цель оценки качества дошкольного образования – развитие системы дошкольного образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Следовательно подходы, технологии, учебно-методические инструментарии оценки качества ОО ДО обязаны соответствовать требованиям ФГОС ДО.

С целью определения соответствия используемых подходов, технологий при оценке качества дошкольного образования ФГОС респондентам был предложен блок вопросов.

На вопрос: каким образом должен осуществляться учет индивидуальных особенностей детей в ДО, ответы распределились следующим образом: 30% педагогических работников учитывают индивидуальные особенности своих воспитанников посредством использования вариативных программ ДО; 41% считают необходимым проведение дополнительных занятий отдельно с некоторыми детьми; 29% предлагают делить группы на подгруппы. Ответы категории «Педагогические работники» отличаются в цифровом значении от их руководителей: 47% директоров ДОО считают, что при решении проблемы учета индивидуальных особенностей детей необходимо работать по вариативным программам ДО; 31% видит решение в проведении дополнительных занятий с некоторыми детьми и 22% готовы разделить группы на подгруппы.

ФГОС ДО выделяет использование вариативных программ как ключевую линию, позволяющую развивать каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. На рисунке 30 видно, что директора ДОО больше опираются на сущностные характеристика стандарта, чем воспитатели, которые предпочли другие формы работы.

 

Рисунок 30 – Осуществление учета индивидуальных особенностей детей в ДОО

 

 

Основная задача детских садов создавать условия, при которых дети с разными возможностями развивались и полноценно проживали дошкольный возраст. Однако в настоящее время во многих ДОО недостаточно созданы условия для работы с детьми с «особыми потребностями», и, прежде всего, это отсутствие необходимой квалификации у воспитателей и нехватка специалистов для работы в группах, в которых есть дети с ОВЗ, что подтверждают ответы работников ДОО. Значительная часть респондентов, ответили, что применяемая в ДОО оценка качества дошкольного образования лишь частично, позволяет учитывать показатели развития детей с «особыми потребностями» (рисунок 31).

 

Рисунок 31 – Оценка респондентами применимости используемых методов оценивания качества для детей с «особыми потребностями»

 

 

Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости не только от подготовленности педагогических кадров к работе в условиях реализации ФГОС ДО, но и от степени вовлеченности родителей (законных представителей) к реализации стандартов, от тесного взаимодействия семьи и детского сада в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Поэтому работникам ДОО был предложен вопрос: нужно ли информировать родителей о результатах воспитания и образования детей? Участники анкетирования согласны во мнении, что информировать родителей обязательно в индивидуальном порядке (рисунок 32).

 

Рисунок 32 – Оценка респондентами информирования родителей о результатах воспитания и образования детей

 

 

III. Выделение прогрессивных практик использования эффективного инструментария по оценке качества дошкольного образования.

Для любой профессиональной деятельности человека характерны нововведения, инновации. Инновации являются результатом научных поисков, как отдельных педагогов, так и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он становятся предметом изучения, анализа и внедрения в практику.

Анализ существующего нормативно-методического обеспечения процесса функционирования и развития системы дошкольного образования, показал, что в ряде регионов (г. Москва, Московская область, Челябинская область, Краснодарский край, Нижегородская область, Республика Удмуртия, Магаданская область, Ростовской область, Челябинской область, Ямало-Ненецкий автономный округ) формируются, развиваются комплексные системы по оценке качества дошкольного образования, имеются положительные практики, собираются базы данных.

  Анализ, проведенный из открытых источников показал, что в настоящее время разработчики программ ДО предлагают достаточно обширный перечень методов оценки качества дошкольного образования по  различным критериям:

- анализ и интерпретация результатов мониторинга;

- анализ продуктов детской деятельности;

- анкетирование (опрос);

- беседы (с детьми, родителями, психологом, врачом, логопедом и др. специалистами;

- ведение аудиозаписи и видеозаписи, транскрипции речи;

- ведение записи с родительских конференций;

- детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности;

- диагностическое обследование детей по проективным методикам, в которых отображается их эмоциональное состояние в различные моменты пребывания в ДОУ, взаимодействия с педагогами;

- журнала сопровождения одаренного ребенка;

- индивидуальная карта достижений ребенка от 1 до 3 лет и от 3 до7 (8) лет, предполагающая лонгитюдное исследование на протяжении всего времени пребывания ребенка в группе;

- карта развития ребенка

- критериально-ориентированное тестирование;

- критериально-ориентированные методики нетестового типа;

- короткие описания конкретных случаев.

- педагогическое наблюдение;

-повествовательные или дневниковые записи (записи впечатлений о групповой и индивидуальной деятельности), которые фиксируются в конце каждого дня;

- проективные методики;

-систематическое структурированное наблюдение, составление карты (журнала) наблюдения,  в которой перечисляются навыки и умения (ключевые компетентности);

- скрининг-тесты;

- фотографирование;

- экспертная оценка;

- шкалы индивидуального развития.

Как следует из данного перечня, для программ дошкольного образования характерна  бессистемность, не структурированность предлагаемых методов оценки его качества. Некоторые из названных в программах методов не являются методами оценки как таковыми. Например, творчество – это вид детской деятельности. В качестве метода может выступать анализ продуктов детского творчества.  Указанные во многих программах повествовательные (дневниковые) записи (записи впечатлений о групповой и индивидуальной деятельности; журналы наблюдений и пр.), которые фиксируются в конце каждого дня, также не являются методами оценки, а представляют собой инструмент (способ) фиксации результатов наблюдения. 

Подводя некоторые итоги, следует отметить, что: грамотно и системно организованные мониторинговые исследования, включая оценку  качества  дошкольного образования, позволяют:

- определять причины полученных положительных и отрицательных результатов и факторов, оказавших на них наибольшее влияние;

- соотнести полученные результаты с задачами и уровнем реализации выбранной образовательной программы;

- определить маршруты образования и развития воспитанников ДОО, степень коррекции развития;

- осуществлять необходимые меры по координации дальнейшей деятельности воспитателей и специалистов по организации работы с детьми.

В ходе анкетирования не удалось выявить успешные практики педагогов в детских садах. Опрос не дал полной информации. Педагогические работники продолжают опираться на те известные методики, технологии, инструменты по оценке качества дошкольного образования, применение которых требует много времени и сложны в своей обработке.

Передовой педагогический опыт, прогрессивные практики в области системы оценки качества ДО не распространяются. И, как показали результаты анкетирования, значительная часть педагогов, руководителей, специалистов ОУО и ДПО продолжают испытывать трудности в профессиональной деятельности в области оценки качества ДО. 

 

IV. Проблемы, возникающие в ходе использования инструментария оценки качества дошкольного образования

С целью выявления проблем, существующих в процессе оценки качества дошкольного образования, педагогическим работникам было предложено указать необходимые им в работе по оценке качества обучения и воспитания детей методические материалы. Респонденты назвали широкий спектр наименований. Выделим основные группы ответов (рисунок 33):

- методические материалы (инструментарии, рекомендации, пакет стандартизированных методик по оценке качества обучения и воспитания, материалы для интерпретации полученных данных по развитию детей, оценочные листы, разработанные параметры и шкалы оценок достижений, электронный формат мониторинга развития воспитанников, диагностические таблицы, дидактические материалы, анкеты, листы оценивания наблюдений, инструменты для определения готовности ребенка к школе и т.д.) необходимы 59% педагогическим работникам;

- профессиональная периодика как в печатном, так и в электронном варианте, а также профессиональная литература необходима 15%;

- электронный программный продукт с полным комплектом законодательных актов и шаблонов документов, регламентирующих деятельность по оценке качества дошкольного образования, нормативные локальные акты указали 10% педработников;

- материалы по диагностике самообследования воспитателя с целью повышения эффективности своей работы и развития профессиональных компетенций нужна 8% респондентов.

Не возникает проблем по нехватке методических материалов у 5% педагогов, т.к. они получают информацию из открытых источников или все необходимое имеется в наличии в детском саду.

 

Рисунок 33 – Необходимые методические материалы

 

 

Что касается руководителей ДОО, то 57% из них ответили, что испытывают дефицит методического обеспечения для оценки качества дошкольного образования; 43% не видят такой проблемы в своей работе (рисунок 34).

 

Рисунок 34 – Дефицит методического обеспечения для оценки качества дошкольного образования в ДОО (руководители ДОО)

 

 

О наличии проблем в субъектах по оценке качества дошкольного образования в части методического сопровождения и нормативно-правового обеспечения заявили также 63% представителей категории ОУО и ДПО (рисунок 35).

 

Рисунок 35 – Проблемы в субъектах по оценке качества дошкольного образования в части методического сопровождения и нормативно-правового обеспечения
(специалисты ОУО и ДПО)

 

Специалисты ОУО и ДПО так же указали на необходимость нормативно-правового регулировании вопроса оценки качества дошкольного образования на федеральном уровне (60%), а 29% считают, что достаточно этот вопрос проработать на уровне субъекта. 11% этой категории респондентов такой потребности не видят (рисунок 36).

 

Рисунок 36 – Нормативно-правовое регулирование вопроса оценки качества дошкольного образования на федеральном уровне (специалисты ОУО и ДПО)

 

Главными проблемами, с которыми сталкиваются педагогические работники в ходе использования инструментария оценки качества образования, являются, по мнению самих педагогов, большие временные затраты (32%), сложность интерпретации полученных результатов (17%), сложность применения инструментария (11%). Не испытывают никаких трудностей 41% респондентов (рисунок 37).

Рисунок 37 – Главные проблемы, возникающие в ходе использования инструментария оценки качества образования (педагогические работники)

 

 

Отвечая на вопрос: на какой вид работы расходуется большая часть рабочего времени (рисунок 38), подавляющее большинство педагогов (62%) указали на реализацию образовательной программы с детьми. Остальные респонденты много времени тратят на заполнение необходимой документации (16%), на уход и присмотр за детьми (17%) и подготовку к проведению занятий (5%).

 

Рисунок 38 – Расходование рабочего времени

 

 

Представители категории педагогов сошлись во мнении, что для качественной и продуктивной реализации образовательного  процесса детей дошкольного возраста и оценки качества ДО необходимо формировать группы в количестве от 12 до 20 человек и 28 % респондентов считают, что наиболее продуктивно можно работать в группах детей с количеством 7-12 человек (рисунок 39).

 

Рисунок 39 – Оценка респондентами количества детей в группе

 

 

Проблемы.

Таким образом, как показал опрос, в процессе использования инструментария оценки качества ДО проблемы выявились на всех уровнях дошкольного образования, у всех категорий участников анкетирования:

- нет

- недостаток методических и практических материалов по методам, подходам, технологиям, учебно-методическому инструментарию оценки качества ДО у педагогических работников, у директоров ДОО, у специалистов ОУО и ДПО;

- необходимость нормативно-правового регулировании вопроса оценки качества дошкольного образования на федеральном/ региональном уровне;

- большие временные затраты в ходе использования инструментария оценки качества образования;

- для качественной реализации процесса образования и воспитания группы детей должны быть от 12 до 20 человек.

 

Предложения по использованию прогрессивных подходов и учебно-методического обеспечения оценки качества дошкольного образования.

  1. Сочетание традиционных форм распространения и использования прогрессивных подходов и учебно-методического обеспечения оценки качества дошкольного образования, а также организация взаимодействия педагогического сообщества в сети Интернет (Форум, чат, профессиональные сайты).
  2. Обобщение и перенормирование, выявленных прогрессивных подходов –осмысление, экспертиза.
  3. Алгоритмизация – описание технологического процесса реализации прогрессивного подхода.
  4. «Кейсовое обеспечение» – создание материалов, доступных для оперативного воспроизведения прогрессивных подходов.
  5. Структурное описание прогрессивных подходов - информационные карты.
  6. Создание «Хранилище опыта»: коллекции прогрессивных подходов и учебно-методического обеспечения оценки качества дошкольного образования.
  7. Использование прогрессивных подходов во всех формах ДПО в качестве обучающего инструмента.

 

 

Опросные формы в соответствии с перечнем участников сбора данных